Как правильно завершить удар?
В предыдущей статье было показано к каким проблемам приводит включение в текст спортивных правил пирамиды так называемых «правил отыгрыша» – понятия из области стратегии и тактики ведения игры. А также в какой тупик заводит надуманное разделение правил: для отыгрыша – одни, а для неудачной попытки атаковать лузу – другие.
Выход подсказала соревновательная (в том числе и мировая) практика: правила должны быть одинаковые как для «явного» отыгрыша, так и для «явной» попытки забить шар. Но какие именно правила? Другими словами, что именно должно произойти после соударения битка с прицельным шаром, чтобы удар считался правильным? Вот в чем вопрос.
Ответить на него можно по-разному. Все дело в том, какой мы хотели бы видеть игру. Активной, динамичной и зрелищной? Или пассивной, затяжной и скучной? Вариантов не слишком много. Рассмотрим их в порядке возрастания сложности.
Если хотим возвратиться к практике коммерческой игры прошлого века, допустим, в «Московскую пирамиду», то нам подойдет:
Нулевой уровень сложности
В этом случае достаточно самого факта соударения (соприкосновения) битка с прицельным шаром, а что произойдет после этого – не важно. Все сгодится! Забил – хорошо! Не забил – тоже ничего страшного. Ни тебе касания бортов, ни тебе переката центральной линии. Подкатил, допустим, биток тихонечко к прицельному шару, а там хоть трава не расти.
Я наблюдал такую игру много раз в 90-е годы. Представьте, что вы мастерски отыгрались – поставили «сторожа» у угловой лузы и спрятали (замаскировали) биток за ближайший прицельный шар. Казалось бы, удавка! Но не тут-то было. Ваш соперник, как ни в чем не бывало, тихонечко подкатывает биток к маскирующему шару почти вплотную. Вы тоже не лыком шиты и делаете то же самое. Глядишь ударов через 20-30 парочка не торопясь (торопиться некуда!) подбирается к угловой лузе, после чего сторож забивается (или отбивается) через шар. Всем хорошо, все довольны… Благо зрителей (вернее сказать, свидетелей) почти не было.
Внимательный читатель скажет: «А как же снукер? Ведь там принят «нулевой уровень» и ничего…». Да, это так! Но в снукере совершенно другие правила ведения игры. Ты забил, допустим, красный, а затем «прилепил» биток к цветному, чтобы замаскировать другой красный. Соперник не может сделать то же самое, так как ему играть красный, а не цветной…
Если хотим избежать примитивной подкатки битка к прицельному шару, то можно попробовать оживить игру переходом на:
Первый уровень сложности
В этом случае нужно, чтобы после соударения битка с прицельным шаром один из шаров, упал в лузу или выполнил хотя бы одно из следующих требований: коснулся борта или пересек центральную линию. Это почти совпадает с правилами пула (если не считать пересечения центральной линии). Однако то, что хорошо для пула с его широченными лузами, позволяющими скатывать шары по борту, не годится для строгого пирамидного стола. Конечно игра становится повеселее, но не намного. Не избежать пассивного отыгрыша подкаткой битка к бортовому шару, или банального переката одним шаром средней линии. Да и атака лузы не становится от этого существенно более активной.
Если мы действительно хотим заставить игроков искать более активные варианты отыгрыша и в то же время более активно атаковать лузу с учетом строгости пирамидного стола, то нужно перейти на:
Второй уровень сложности
Именно он и принят в действующих спортивных правилах. Второй уровень сложности требует, чтобы после соударения битка с прицельным шаром один из шаров упал в лузу, или удовлетворил комбинации двух требований: (а) отразившись от одного борта коснулся второго, или (б) пересек центральную линию и коснулся борта, или (с) отразившись от борта и пересек центральную линию. Требования касания бортов и/или пересечения центральной линии можно было бы назвать «обобщенным правилом двух бортов» (если условно приравнять пересечение центральной линии к «касанию воображаемого борта»). Для простоты изложения опускаю доведение до борта или перекат одного шара другим. Все эти подробности вместе с примечаниями изложены в разделе 20 «Общих правил пирамиды», который носит название «Правильно завершенный удар».
В нем нет упоминания ни об отыгрыше, ни о нерезультативной попытке забить шар. Понятие «правильно завершенный удар» в равной мере относится и к тому, и к другому. А что касается «обобщенного правила двух бортов», то оно с одной стороны затрудняет пассивный отыгрыш, а с другой - заставляет игрока активнее атаковать лузу. Решение же о правильности удара зависит не от намерений игрока, а от того – что фактически произошло с шарами. И никаких зон! Ни «глухих», ни «мертвых», ни «зон лузы». Лишь касания бортов и перекат центральной линии. То есть то, что можно легко увидеть и объективно зафиксировать.
У читателя наверняка зародился вопрос, а что если перейти на
Третий уровень сложности?
Увы, это перебор. Такой вариант не подходит для пирамиды по целому ряд причин. «Обобщенное правило трех бортов», будь оно введено, обязывало бы игроков под угрозой штрафа при каждом (подчеркиваю, при КАЖДОМ!) ударе бить настолько сильно, чтобы в случае непадения шара в лузу один из шаров удовлетворил бы существенно более сложной комбинации – сразу трех требований: (а) отразившись от двух бортов коснулся третьего, или (б) отразившись от двух бортов, пересек центральную линию, или (в) пересек центральную линию и, отразившись от одного борта, коснулся второго, или (г) пересек центральную линию и, отразившись от борта, вновь пересек центральную линию, или (д) отразившись от борта, пересек центральную линию и коснулся другого борта. Нужно ли доказывать, что судейство в таком случае усложнится в разы и даст почву для новых споров и кляуз? Вопрос риторический.
Однако не это главное. Современная техника ведения позиционной игры требует тонкого подбора силы удара. Понаблюдайте за игрой наших ведущих мастеров. Они варьируют силу удара в очень широких пределах и зачастую делают выходы и отыгрыши через три и более бортов. Однако делают они это лишь в том случае, если того требует позиция шаров на столе. Ведь именно позиция и только позиция определяет силу и способ нанесения удара по битку. В случае введения «обобщенного правила трех бортов» возможности для ведения позиционной игры будут существенно ограничены.
Кроме того, чрезмерная сила удара уменьшит возможности сыгрывания битка в лузу. Ведь свояки тоже требуют тонкого подбора скорости. Об этом знает каждый, кто мало-мальски знаком с техникой игры в пирамиду. В итоге игра многое потеряет и приобретет по меткому выражению А.И..Лемана «кегельбанный характер».
Вот почему в действующих правилах пирамиды принят не третий, а второй уровень сложности. И соревновательная практика полностью подтвердила правильность принятого решения. Не может не радовать и тот факт, что «обобщенное правило двух бортов» принято подавляющим большинством игроков. Они правильно распознали посланные им сигналы и перестроили свою технику и тактику в направлении более активной и динамичной игры. А ведь именно таким хотят видеть русский бильярд его многочисленные почитатели, любители и зрители!
В заключении отвечу еще на один вопрос:
А что если требования к удару по лузе оставить на втором уровне сложности, а требования к отыгрышу повысить до третьего?
Такого рода мысли в той или иной форме действительно высказываются, в том числе и в последнее время. Авторы подобных предложений по существу вновь толкают нас на те же грабли. Ведь ответ на поставленный вопрос уже дала игровая практика. Могу лишь еще раз повторить, что любое (подчеркивают ЛЮБОЕ!!!) разделение правил: для отыгрыша – одни, а для неудачной попытки атаковать лузу – другие, заводит бильярдный спорт в тупик, о чем подробно говорилось в предыдущей статье. Выход из него лишь один – единые и универсальные правила для любого правильного завершенного удара. Другими словами требования к любому удару должны быть одного и того же уровня сложности. Какого именно? Полагаю, что данная статья дает однозначный ответ на этот вопрос: второго и только второго уровня сложности. Именно так должен правильно завершаться любой удар, если ни один из шаров не упал в лузу.
А если упал? И при этом правила не нарушены? Тогда я снимаю шляпу. Так держать!
Аркадий Лошаков
Председатель Всероссийской коллегии судей ФБСР
Председатель комиссии по правилам МКП